9 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Он не вернулся: о самом знаменитом научно-исследовательском судне СССР

Теплоход «Марс» был построен в 1939 г. в Германии по заказу судоходной компании «Нептун» в качестве грузопассажирского судна. Один из пассажиров того времени так описывал «Марс»: «Это было необычайно красивое судно. Окрашенное в кремовый цвет, изящной формы, с прекрасными стройными линиями, оно больше походило на яхту».

«Марс» принадлежал к категории высокого класса. Грузовое судно предназначалось для 38 членов экипажа и 12 пассажиров. Прекрасные, обитые деревом каюты были выдержаны в стиле подражания средневековым жилым комнатам.

После Второй мировой войны «Марс» стал трофеем и был передан союзниками СССР в качестве репарации. Судно передали в Институт океанологии, где оно получило имя старого русского корвета, на котором плавал Н. Миклухо-Маклай, — «Витязь». После переоборудования 1 апреля 1949 г. «Витязь» отправили во Владивосток.

В первом рейсе «Витязя» на Дальнем Востоке, а проходил он в 1949 г. в Охотском море, принимал участие патриарх российских ихтиологов П. Ю. Шмидт, которому тогда было уже 77 лет. Он только что закончил книгу «Рыбы Охотского моря», в которую вошли, в частности, итоги исследований тихоокеанской комплексной экспедиции начала 30-х годов. Как вспоминал другой крупный ленинградский ихтиолог А. Н. Световидов, собираясь в экспедицию на «Витязе», Шмидт и книгу о рыбах Охотского моря, и предстоящее плавание в этом море назвал своей лебединой песней. Так оно и вышло: вернувшись из экспедиции, Петр Юрьевич, не заходя домой, направился в Зоологический институт, перешагнув порог которого, упал и вскоре скончался.

За время своего тихоокеанского базирования «Витязь» провел 65 экспедиций, прошел более 800 тыс. морских миль, открыл 7943 научные станции. Им было описано 1176 новых видов животных и растений. В области ихтиологии были получены новые материалы по районам обитания промысловых рыб: хорошо знакомая сейчас сайра как промысловая рыба была впервые изучена именно на «Витязе».

Это время в мировой океанологии называют эпохой «Витязя». На картах появились новые географические названия подводных гор и глубоководных желобов. Только крупных открытий в Тихом и Индийском океанах было 27. В Марианской впадине «Витязем» была измерена наибольшая глубина — 11 022 м. Многие открытые «Витязем» подводные ландшафты получили впоследствии и имена первооткрывателей, например, хребет Богорова у побережья Приморского края.

Глубинная неопределенность

На западе Тихого океана, в 1800 км от Филиппин, находится самое глубокое место на Земле – Марианская впадина. Открытие и первые измерения глубочайшего океанского желоба были проведены в 1875 году с британского корвета «Челленджер». Тогда замер глубины проводился при помощи ручного диплота – прибора, который представляет собой трос с грузом массой около 25 кг. Неудивительно, что показатели не отличались точностью. В отчете были указаны две глубины – 8184 и 8367 метров, но уже по этим цифрам стало понятно, что удалось найти глубочайший океанский желоб на Земле.


Автономный необитаемый подводный аппарат «Витязь-Д». Фото: Фонд перспективных исследований

Даже развитие техники не помогло определить точную глубину Марианской впадины, в силу непростого рельефа дна. Марианская впадина, как и большинство высоких гор на поверхности Земли, имеет по несколько пиков (в данном случае скорее «обратных пиков») разной глубины.

Впервые дно Марианской впадины было картографировано с более или менее высокой точностью лишь в 2010 году. Тогда это удалось сделать с помощью сверхточного эхолота с разрешением 100 метров. Сегодня согласно официальным данным самая глубокая точка на Земле составляет 10994±40 метров, что дальше от уровня моря, чем вершина горы Эверест. Но покорить эту «вершину» Марианской впадины удалось не сразу.

Хроника покорения океанских «вершин»

Сложно представить, но добраться до дна Марианской впадины почти так же непросто, как и полететь в космос. Поэтому за всю историю лишь несколько аппаратов погружались на дно желоба. Помимо фиксации глубины, каждое погружение рассказывало чуть больше подробностей о загадочном гидрокосмосе.

Читать еще:  iOS 13: Что Нового? Обзор 180 Фишек, Поддержываемые Устройства

Интенсивное изучение Марианской впадины началось в середине прошлого столетия. В 1951 году к ее дну направился еще один английский «Челленджер» – на этот раз гидрографическое судно, которое с помощью эхолота зарегистрировало глубину 10 899 метров. Этот «обратный пик» Марианской впадины получил название Бездна Челленджера (Challenger Deep).

В 1957 году советское научно-исследовательское судно «Витязь» с помощью эхолота установило новый рекорд – 11 022 метра. Но позже этот результат назвали сомнительным. Считается, что тогда ученые не учли смену температуры на разных глубинах и не провели необходимый перерасчет показаний приборов.


Научно-исследовательское судно «Витязь» около Музея мирового океана в Калининграде

Три года спустя, 23 января 1960 года, удалось, так сказать, все увидеть своими глазами – состоялось первое погружение человека на дно Марианского желоба. Первыми «гидрокосмонавтами» стали американский лейтенант Дон Уолш и исследователь Жак Пикар. В батискафе Trieste, спроектированном отцом Жака Огюстом Пикаром, они отправились на дно и зафиксировали рекордную глубину – 10 918 метров. Еще более неожиданным фактом стала встреча с обитателями глубоководного мира – плоскими рыбами размером до 30 см. Уолш и Пикар провели на дне около 12 минут, наблюдая через иллюминаторы загадочный мир гидрокосмоса. Никаких особых научных исследований они не проводили, но подтвердили предположение, что на такой глубине возможно существование живых существ.

Вернулись к изучению Марианской впадины не скоро – следующее погружение состоялось только в 1995 году. Ко дну отправился беспилотный японский зонд Kaiko, который зафиксировал глубину 10 911 метра. Результат Trieste он все-таки не побил, но поставил рекорд глубины для беспилотных подводных аппаратов. Кроме этого, Kaiko сфотографировал и заснял на видео ряд организмов, различных креветок и трубчатых червей. Кстати, за всю свою жизнь Kaiko открыл около 350 новых видов живых существ, но судьба его печальна – в мае 2003 года робот пропал во время тайфуна.

Уже в новом столетии, 31 мая 2009 года, на дно Марианской впадины погрузился американский автоматический аппарат Nereus. В общей сложности это стало третьим погружением в Бездну Челленджера и при этом вторым беспилотным. В отличие от японского предшественника, батискаф Nereus получил максимальную степень свободы передвижения – с кораблем его соединял оптоволоконный кабель толщиной всего один миллиметр. Аппарат опустился на глубину 10 902 метра, где в течение 10 часов снимал видео, фотографии и собирал образцы донных отложений.

Он не вернулся

В экспедициях на «Витязе» работали ученые 50 научных институтов нашей страны и 20 стран мира. Судно участвовало в программе Международного геофизического года и других крупных международных проектах. Корабль принимали в 100 портах 49 стран мира. Гостями «Витязя» были президенты и премьер-министры, послы и деятели культуры, знаменитые ученые, такие как Тур Хейердал и Жак-Ив Кусто.

7 марта 1977 г. Владивосток прощался со своим любимым кораблем — «Витязь» под звуки оркестра вышел из бухты Золотой Рог в очередной, 61-й рейс и на Дальний Восток уже не вернулся. К тому времени на его борту уже имелось 12 лабораторий аэрометеорологического, океанографического, биологического и геолого-геофизического профилей.

Еще два года судно бороздило Атлантику, но годы взяли свое, и в 1979 г. судно было выведено из состава флота. Тогда же родилась идея сохранить «Витязь», сделав его музеем. Сначала предполагалось поставить его в Москве, к открытию московской Олимпиады-80. Однако провод «Витязя» в Москву по каналам представлялся слишком сложным мероприятием, и этот план был отвергнут. Обсуждалась кандидатура Ленинграда, попросили вернуть «Витязь» и дальневосточники. Но решено было поставить его в Калининграде.

После ремонта в 1994 г. «Витязь» встал у причала Музея мирового океана в самом центре Калининграда, где и стоит до сих пор, являясь одним из символов города.

Гидрокосмическая одиссея русского «Витязя»

Этой весной пандемия коронавируса не помешала и российским специалистам отправить очередную экспедицию на дно Марианской впадины. Так, 8 мая 2020 года в самую глубокую точку Мирового океана впервые погрузился автономный необитаемый подводный аппарат «Витязь-Д». Назван он в честь того самого научно-исследовательского судна «Витязь», который в 1957 году зафиксировал максимальную глубину Марианского желоба.

Читать еще:  Между мужчинами ucp php redirect. Для чего это нужно

Комплекс «Витязь-Д» состоит из самого спускаемого аппарата, глубоководной донной станции связи и навигации, а также комплектов корабельного и вспомогательного оборудования. По гидроакустическому каналу подводный аппарат и донная станция поддерживают связь в режиме реального времени с судном-носителем.


Фото: Фонд перспективных исследований

В отличие от японского Kaiko и американского Nereus, российский «Витязь» функционирует полностью автономно. В его системе управления используются элементы искусственного интеллекта, поэтому «Витязь-Д» может самостоятельно обходить препятствия и решать другие интеллектуальные задачи. Таким образом, российский «Витязь-Д» стал первым в мире полностью автономным необитаемым подводным аппаратом, достигшим дна Марианской впадины.

Во время своего первого погружения «Витязь-Д» зафиксировал глубину 10 028 метров. На дне аппарат провел около трех часов, в течение которых он выполнял свою миссию под управлением с борта судна-носителя. Для этого «Витязь-Д» оснащен эхолотами, гидроакустическими средствами навигации и связи, гидролокаторами бокового обзора, камерами и другим научно-исследовательским оборудованием. В частности, для фото- и видеосъемок использовалась уникальная камера КТ-1200, разработанная заводом «Энергия» холдинга «Росэлектроника». Как отмечают разработчики, это единственная отечественная камера, которая способна работать при давлении более 60 мегапаскалей. Рабочее гидростатическое давление КТ-1200 составляет 127,7 мегапаскаля. Таким образом, она может применяться на глубинах до 12 тыс. метров. Камера обеспечивает изображение в формате 2К с углом обзора 65 градусов.


Камера КТ-1200. Фото: «Росэлектроника»

Впрочем, не только камера, но и вся остальная высокотехнологичная начинка «Витязя» – отечественного производства. И все успешно прошло проверку. Комплекс «Витязь» на деле доказал, что способен работать на экстремальной глубине – производить обзорно-поисковую и батиметрическую съемку, забор проб донного грунта, гидролокационную съемку рельефа дна, осуществлять измерения гидрофизических параметров морской среды. Ожидается, что в будущем на базе «Витязя» будет создана целая серия глубоководных аппаратов, в том числе и для Военно-морского флота.

Марианская впадина

«Витязь» исследовал Марианскую впадину в октябре 1957 г. во время своего 25-го рейса, руководителем которого был океанолог Алексей Добровольский.

Вот как вспоминал об этом событии один из его участников: «В лаборатории, где находятся эхолоты, не повернуться: всем хочется присутствовать при рождении открытия. Эхолот рисует крутой склон желоба. Линия глубины то исчезает, то появляется вновь. Все жадно смотрят на ленту: чем же закончится склон? Наконец ровная площадка — самая глубокая часть желоба. Звучит команда: «Стоп машина!» — и «Витязь» закачался на волнах; под его килем многокилометровая бездна. Начинается работа гидрологов: от показаний глубоководных термометров и определения содержания солей на разных глубинах зависит, какие поправки будут введены к данным эхолота. Медленно текут часы ожидания. Приборы поднимаются на борт. Остается ждать совсем немного: «самая-самая» ли это глубина… Наконец все готово, все расчеты завершены. Есть новая, открытая «Витязем» максимальная глубина Мирового океана — 11 022 м!»

По бытующим представлениям, в связи с тем, что на глубине 8 тыс. м давление столба воды достигает 800 атмосфер, жизнь на этих глубинах считалась невозможной. «Витязь» опроверг это заблуждение. Используя тралы особой конструкции, с борта «Витязя» в нескольких его экспедициях ученые осуществили много тралений в глубоководных желобах Тихого океана, позволивших обнаружить живые существа на самых больших глубинах.

Когда на одном из международных зоологических конгрессов, состоявшемся в Лондоне, делегация советских ученых представила витязевскую коллекцию самых глубоководных обитателей океана, то она вызвала сенсацию куда большую, чем открытие «живых ископаемых» — целакантовых рыб.

Впоследствии исследования ученых подтвердили аксиому «Витязя» о повсеместном наличии жизни в океане. В 1960 г. было проведено погружение батискафа «Триест». Через час ученые американского научно-исследовательского судна «Гломар Челленджер» забеспокоились, что уникальная аппаратура, изготовленная из балок сверхпрочной титаново-кобальтовой стали в лаборатории НАСА, имеющая шарообразную конструкцию, так называемый еж диаметром около 9 м, может остаться в бездне навечно. Было принято решение поднять ее немедленно. «Ежа» извлекали из глубин более восьми часов. Как только он появился на поверхности, его немедленно положили на специальный плот. Телекамеру и эхолот подняли на палубу «Гломар Челленджера». Выяснилось, что прочнейшие стальные балки конструкции были деформированы, а стальной 20-сантиметровый трос, на котором ее опускали, оказался наполовину перепиленным. Кто пытался оставить «ежа» на глубине и зачем — абсолютная загадка. Подробности этого случая были опубликованы в 1996 г. в газете The New York Times.

Читать еще:  Чем открыть файл в формате H264 – онлайн-конвертеры видео из H264 в AVI и MP4

Нечто подобное случилось позднее и с немецким научно-исследовательским аппаратом «Хайфиш» с экипажем на борту. Оказавшись на глубине 7 км, аппарат неожиданно отказался всплывать. Выясняя причину неполадок, гидронавты включили инфракрасную камеру. То, что они увидели в последующие несколько секунд, показалось им коллективной галлюцинацией: огромный доисторический ящер, впившись зубами в батискаф, пытался разгрызть его, как орех. Опомнившись, экипаж привел в действие устройство, именуемое «электрической пушкой». Чудовище, пораженное мощным разрядом, скрылось в бездне…

Путешествие к центру Земли: звездные заплывы

В 2012 году состоялось, пожалуй, самое «звездное» погружение на дно Марианской впадины. В Бездну Челленджера в одиночку направился Джеймс Кэмерон – голливудский режиссер, автор «Терминатора», «Титаника» и «Аватара». Говорят, что идея погружения пришла к нему во время съемок фильма «Бездна».

Батискаф Кэмерона под названием Deepsea Challenger был оснащен в лучших традициях Голливуда – видеокамеры для 3D-съемки, специальное световое оборудование, конструкция из композитных материалов, джойстики для управления. Погружение аппарата длилось 2 часа 37 минут. «Официального дна» он не пробил – достиг глубины 10 898 метров. В Марианской же впадине, как рассказал кинорежиссер, он не видел ни одного живого существа больше 2,5 см. Тем не менее отснятый материал не пропал даром – кадры легли в основу научно-популярного фильма «Джеймс Кэмерон: Путешествие к центру Земли» (2012).


Батискаф Deepsea Challenger. Mark Thiessen / National Geographic

Впрочем, на этом «звездные» заплывы к центру Земли не завершились. Совсем недавно, 7 июня 2020 года, на дно Марианской впадины погрузилась Кэтрин Салливан. И в данном случае гость действительно звездный. Кэтрин Салливан – американский астронавт, первая американка, вышедшая в открытый космос. Таким образом, 7 июня 2020 года она стала первым человеком, побывавшим как в открытом космосе, так и на самом дне океана.

Экспедиция была организована бизнесменом и исследователем Виктором Весково. Год назад он уже совершил несколько одиночных погружений на дно Марианской впадины. Тогда была зафиксирована глубина в 10 927 метров, а во время погружения удалось обнаружить четыре новых вида ракообразных. Но, пожалуй, его самая интересная находка на дне Марианской впадины – пластиковый пакет, что еще раз напомнило человечеству о серьезном загрязнении Мирового океана.

Он не вернулся

В экспедициях на «Витязе» работали ученые 50 научных институтов нашей страны и 20 стран мира. Судно участвовало в программе Международного геофизического года и других крупных международных проектах. Корабль принимали в 100 портах 49 стран мира. Гостями «Витязя» были президенты и премьер-министры, послы и деятели культуры, знаменитые ученые, такие как Тур Хейердал и Жак-Ив Кусто.

7 марта 1977 г. Владивосток прощался со своим любимым кораблем — «Витязь» под звуки оркестра вышел из бухты Золотой Рог в очередной, 61-й рейс и на Дальний Восток уже не вернулся. К тому времени на его борту уже имелось 12 лабораторий аэрометеорологического, океанографического, биологического и геолого-геофизического профилей.

Еще два года судно бороздило Атлантику, но годы взяли свое, и в 1979 г. судно было выведено из состава флота. Тогда же родилась идея сохранить «Витязь», сделав его музеем. Сначала предполагалось поставить его в Москве, к открытию московской Олимпиады-80. Однако провод «Витязя» в Москву по каналам представлялся слишком сложным мероприятием, и этот план был отвергнут. Обсуждалась кандидатура Ленинграда, попросили вернуть «Витязь» и дальневосточники. Но решено было поставить его в Калининграде.

После ремонта в 1994 г. «Витязь» встал у причала Музея мирового океана в самом центре Калининграда, где и стоит до сих пор, являясь одним из символов города.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector