13 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Большой Сфинкс в Гизе — большая тайна

Большой Сфинкс в Гизе — большая тайна

Известнейший Сфинкс в Гизе — одна из самых больших тайн Египта и истории в целом.

Известный каждому человеку на планете, сегодня он признан самой крупной в мире монолитной статуей за всю историю существования человека — длина составляет 73 метра, а высота равна 20 метрам.

Но кто построил этого гиганта и зачем? Что находится под Сфинксом? Откуда взялись многочисленные горизонтальные отметины на его теле? Эти и многие другие вопросы не дают покоя ученым.

Так что же все-таки известно о Сфинксе на сегодняшний день?

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • » .
  • 16

Александр Михайлович Кондратов

(150 лет египтологии)

В 1972 году мировая общественность торжественно отмечает 150-летие египтологии. Полтора века прошло с тех пор, как родилась эта наука. Днем рождения справедливо считается тот день, когда впервые, после многовекового молчания, «заговорили» иероглифические письмена Египта.

Сфинкс — символ Древнего Египта. Самой сокровенной и трудной загадкой цивилизации страны пирамид считались иероглифические письмена, покрывающие гигантские статуи из камня и хрупкие папирусы, стены храмов и саркофагов, печати и стены пирамид. Неимоверных усилий потребовала расшифровка египетских письмен. И после того как она удалась, ученые смогли проникнуть в святая святых египетской культуры, прочитать договоры и списки фараонов, хозяйственные документы и поэтические произведения, сказки и мифы, узнать о мировоззрении, математике, астрономии, медицине, литературе, экономике древних жителей долины Нила. Интерес к египетской культуре проявляли уже во времена античности, он сохранялся в эпоху Средневековья и с особой силой разгорелся в Новое время. Однако подлинная наука — египтология — родилась лишь после того, как гениальному французскому ученому Франсуа Шампольону в 1822 году удалось найти ключ к письменам-иероглифам.

Шампольон развеял тайну египетских письмен и языка. Но по сей день продолжается их изучение: переводятся и комментируются тексты, выявляется структура языка и особенности фонетики, уточняется значение отдельных иероглифов. Несмотря на то что египтология является старой научной дисциплиной, в ней еще много спорного, неоткрытого, загадочного… О том, как удалось разгадать главную загадку сфинкса, расшифровать египетские письмена, о подвиге Шампольона, о трудах его последователей и будет наш рассказ.

«Стоит столб дивный из единого камня иссечен, четверогранен, в высоту будет сажен двенадцать, а на нем письма вырезаны кругом от низа и до верха, неведомо какие: сабли, луки, рыбы, головы человечьи, руки, ноги, топорки… сказывают, будто некоторая мудрость учинена».

(«Хождение» Арсения Суханова, 1651 год)

Древние греки были народом любознательным. Немудрено, что их внимание с давних пор привлекали гигантские пирамиды Египта, колоссальный сфинкс, высеченный из скалы, гигантские статуи и, наконец, рисуночные знаки, изображавшие людей, животных, растения, небесные светила, домашнюю утварь, орудия, инструменты, здания и странные фантастические существа, полулюдей-полузверей. Эти знаки уже в эпоху античности нарекли иероглифами — священными письменами.

Чужими языками греки не интересовались, считая их варварскими, а иероглифы столь резко отличались от привычных грекам букв, что в эпоху античности прочно сложилось мнение: письмена эти «непосвященным» не могут быть известны, скрывают же они тайны египетских жрецов, которые «обладали большими сведениями в науке о небесных явлениях», но поскольку они «были люди скрытные и не склонные передавать свои знания другим», «варвары скрыли большую часть своих знаний» посредством загадочных письмен. Например, у Апулея говорится, что «чудные письмена египетские» скрывают «в коротких словах весь смысл и все содержание священных таинств и молитв; из них одни изображены в виде различных зверей, другие составляют из себя неразрешимый узел, иные совсем круглые, наподобие колеса, иные развиты различным образом; и сие единственно, дабы непосвященные, будучи любопытны, не могли ничего понять в сиих книгах».

Подобного же взгляда придерживались и другие античные авторы. Подтверждением ему, казалось, служил объемистый трактат в двух томах, написанный египетским жрецом Гораполлоном в IV веке н. э. В нем давалось объяснение многим десяткам иероглифов, которые, по словам Гораполлона, египтяне не читали, как читаем мы буквы или знаки в слогах, а «толковали», причем, как правило, это толкование было символическим: догадаться о значения иероглифа по его внешнему виду невозможно. Например, иероглиф, изображающий зайца, следовало читать не как «заяц», а как «открывание», ибо «это животное всегда держит глаза открытыми». Иероглиф, изображающий гуся, читается, как «сын», ибо «эта птица является самой чадолюбивой». Чтобы передать понятие «год», египтяне, согласно Гораполлону, «рисуют пальму из-за того, что дерево это единственное из всех, которое рождает одну ветку с восходом луны, так что в 12 пальмовых ветвях укладывается год».

Вот еще несколько толкований иероглифов, данных Гораполлоном.

«Желая изобразить человека, равным образом справедливого по отношению ко всем, они рисуют перо страуса, ведь это животное имеет перья со всех сторон равные в отличие от перьев других птиц».

«Изображая немоту, они пишут число 1095, каковое есть утроенное время года, ввиду того что год состоит из 365 дней; ребенка, не научившегося говорить в это время, они считают лишенным дара речи».

Подобные туманные и символические объяснения вполне отвечали тому духу таинственности, который окутывал Египет в сознании людей античности, а затем Средневековья, Возрождения и даже Нового времени. Как отметил академик В. В. Струве, «жрец Гораполлон из Нилополиса создал вокруг египетского иероглифического письма плотную завесу мистицизма». И всякий, кто пытался проникнуть в тайну египетских письмен, считал твердо установленным фактом: иероглифы нельзя читать, можно лишь толковать смысл изображения. Именно таким путем пошел в XVII веке живший в Риме ученый — иезуит Афанасий Кирхер. В Риме и по сей день на некоторых площадях возвышаются египетские обелиски, покрытые иероглифами. Они были некогда вывезены из Египта завоевателями-римлянами, затем преданы забвению, а в эпоху Возрождения, по приказанию пап, воздвигнуты на площадях «во славу непобедимого креста» — их верхушки были украшены крестом и папским гербом.

Афанасий Кирхер выпустил обширный труд, посвященный переводу египетских надписей и толкованию отдельных иероглифов. Как выяснилось позже, все эти толкования и переводы были плодом фантазии, перед которой бледнели самые глубокомысленные объяснения жреца Гораполлона. Так, царский титул «автократор» был прочтен им фразой: «Осирис — создатель плодородия и всей растительности, производящую силу которого низводит с небес в свое царство святой Мофта»; слова «Осирис говорит» — как «Возвращение к жизни всех вещей после победы над Тифоном, влажность природы благодаря бдительности Анубиса», а группу иероглифов, передающую имя «Цезарь Домициан Август», Кирхер объяснил настолько мудреной и путаной фразой на-латыни, что, говоря словами Шампольона, ее трудно и перевести «из боязни не уловить мысли Кирхера, если предположить, что он сам вкладывал в них (то есть в свои слова) таковую».

Расшифровки иероглифов труды Кирхера не дали. Зато мы можем ныне расшифровать сами работы Кирхера, показать, откуда он взял значения знаков. Например, иероглиф, изображавший глаз (и в действительности читавшийся как существительное «глаз» или глагол «делать»), Кирхер читал «бдительность Анубиса»; знак, символически изображавший воду (читавшийся «и»), был прочитан «влажность природы» и т. п. Словом, везде у Кирхера мы видим не собственно чтение знаков, а их толкование в виде отдельных слов и целых фраз. И все-таки Кирхер внес существенный вклад в расшифровку иероглифов, — только не своими «переводами», а указанием на

Подземелья в Саккаре

Подземный город под пирамидой Джосера в Саккаре уже полвека будоражит умы ученых. Большая ступенчатая пирамида является доминантой огромного погребального комплекса. Всего гробница состоит из более, чем 400 помещений и вертикальных шахт. Историки считают, что архитекторы Древнего Египта использовали для строительства остатки гигантского сооружения ещё более древней эпохи. Это видно по тем 11 вертикальным шахтам, которые находятся внутри пирамиды Джосера.

Они очень отличаются от остальных помещений качеством материала, шлифовкой его и кладкой. Ученые пришли к выводам, что шахты являются видимым элементом огромного подземного города, сооруженного задолго до строительства пирамиды Джосера, и по всей вероятности, к началу её строительства, уже много времени заброшенного. Власти Египта пока не давали разрешения обследовать таинственный подземный уровень с применением лазерных инструментов, но уже заключили меморандум о совместном международном экспертном исследовании уникального объекта не позже 2021 года. Возможно, это работы внутри подземелий ступенчатой пирамиды, раскроют тайны более древней цивилизации на земле, чем все те, о которых знают современные ученые.

Тайны прадавнего мира

Тайна Сфинкса вот уже на протяжении многих тысячелетий не даёт людям покоя – когда его построили, кто его построил, для чего его построили. Даже лицо этого удивительного монумента оставляет больше вопросов, чем ответов.

Загадка №1 Лицо мифического зверя

Несмотря на то, что многие египтологи пока сходятся на том, что лицо Сфинкса является лицом фараона Хеврена (2574-2465 гг. до н.э), гипотеза эта не окончательна, и её оспаривают многие исследователи, поэтому, судя по всему, ответ на вопрос: чьё именно лицо носит это мистическое существо, скорее всего, останется неразгаданным на протяжении ещё довольно длительного времени.

Запутывает египтологов то, что лицо имеет негроидные черты, абсолютно непохожие на сохранившиеся изображения Хеврена, предположительно которого изображала статуя, и даже на его родственников. Специалисты, сопоставив лицо Сфинкса с изваяниями этого фараона, сделали однозначный вывод, что они принадлежат двум абсолютно разным людям.

Некоторые исследователи выдвигают ещё одну интересную теорию, говоря о том, что лицо этого удивительного существа сочетает в себе образы фараонов, павиана (обезьяну бога мудрости и знаний Тота) и бога Солнца – Гора.

Многие исследователи выдвигают и более нестандартные версии. Например, геолог Роберт Шох, чья гипотеза признания среди коллег не нашла, высунул идею, что сначала монумент имел морду льва, вместо которой позднее какой-то египетский правитель приказал выбить своё лицо.

Читать еще:  Как загрузить карты в навигатор машины. Как установить карты Navitel на навигатор? Скачивание "самодельных" карт Навител

Загадка №2. Когда создали Сфинкса

Одной из причин, почему египтологи не смогли определить, когда именно представители древнего народа создали Великого Сфинкса, является то, что высекали они его в известняковой скале, возраст которой намного старше самой статуи.

Официальная версия учёных пока говорит о том, что поскольку статуя изображает фараона Хеврена, то и время её возникновения также датируется этим периодом, то есть была создана в эпоху правления IV династии (приблизительно 2,5 тыс. лет до н.э.). Акцентируют они внимание на том, что именно в это время древнеегипетская цивилизация достигла наибольшего расцвета, а потому ни до неё, ни после статуя создана быть не могла, поскольку египтяне других эпох с подобной работой попросту не справились бы.

Все не так просто: теорию эту ставит под сомнение всё большее число учёных, поэтому в последнее время загадка Сфинкса стала более интригующей, чем раньше.

Ообращают внимание на то, что основание статуи явно подвергалось эрозии, которая была вызвана длительным пребыванием памятника в воде. Проведённые исследования гидрологов показали, что вокруг египетского Сфинкса воды было чрезвычайно много – и протекающий поблизости Нил здесь был тут совершенно ни при чём, потому что огромный поток воды, вызвавший эрозию, пришёл с севера, и случилось это приблизительно в VIII тыс. до н. э.

Ещё одна группа британских исследователей пришла к ещё более смелым результатам: по их версии, стихийное бедствие пронеслось здесь в двенадцатом тысячелетии до нашей эры, что согласуется с датой всемирного потопа, который произошёл между VIII-X тыс. до н.э.

Официальная версия наличие трещин и эрозии объясняет влиянием окружающей среды (кислотные дожди, невысокое качество известняка скалы). Ещё одно объяснение говорит о том, что раньше плато Гизы было чрезвычайно почитаемо древними египтянами, которые содержали его в чистоте и очищали от песка, а потому проливные дожди вполне могли повредить статую, собираясь в огромные лужи возле монумента.

Недавно египетский Сфинкс задал ещё одну загадку относительно своего возраста – группа японских учёных эхолокатором просветили находящиеся рядом пирамиды Сфинкса и обнаружили, что камни скалы, из которой был выбит Великий Сфинкс, были обработаны намного раньше, чем были обтёсаны глыбы пирамиды Хеопса.

Загадка №3. Таинственная комната

Перед японскими исследователями внезапно возникла ещё одна загадка Сфинкса: их аппаратура обнаружила небольшую прямоугольную комнату (она находилась под левой лапой льва) – вход в довольно узкий туннель, расположенный на глубине двух метров, который под наклоном уходит вниз по направлению к пирамиде Хефрена, а потому, куда именно ведёт, проследить пока не удалось, тем более что изучить его более детально египтяне японцам не разрешили (возможно, опасаясь, как бы исследователи не повредили статую).

Загадка № 4 Куда уходил Сфинкс

Геродот, побывав в Египте в 445 г. до н.э., написав о поездке в «Истории», об этой уникальной статуе вовсе не упомянул – и это при том, что в летописи он поведал даже такие подробности из жизни пирамид, как сколько рабов работало на стройке и чем их кормили.

Но Сфинкс в Египте не был им упомянут. Это может быть лишь по одной причине – в это время гигантского льва на месте не было: пустыня сделала своё дело и полностью засыпала статую песком (при этом скульптура провела под ним так долго, что сведения о ней к Геродоту даже не дошли).Египтяне свою знаменитую статую откапывали не раз. Местные жители ухаживали за статуей, поскольку она являлась для них талисманом, от которого зависел уровень разлива Нила, а значит, урожай и достаток.

Затем она, видимо, утратила своё первостепенное значение и по каким-то причинам местные жители перестали тщательно очищать пространство вокруг неё от песка– и песок постепенно полностью заносил её. Египетские правители спохватывались и приказывали очищать статую от заносов: этим неоднократно занимались фараоны, затем – греческие цари, императоры Рима, арабские правители.

Привести её в первоначальный вид и раскопать до конца не удавалось – а потому над песком нередко возвышалась одна лишь голова. Тутмосу IV в XIV в. до н.э. удалось всё же освободить передние лапы льва, после чего он установил между ними гранитную стелу с надписью.

Пустыня не успокаивалась, и только за два последние века скульптуру откапывали трижды и достигли значительных результатов: в 1817 г. итальянским археологам удалось очистить от песка грудь статуи, а от заносов она была полностью освобождена лишь в 1925 г.

Очистительные работы на этом не остановились и были продолжены. И не зря: один из бульдозеров между Сфинксом и пирамидой Хеврена случайно наткнулся на остатки поселения древнего Египта, оказавшееся намного старше египетских пирамид (люди здесь жили ещё до появления фараонов).

Тайна петербургских сфинксов

Сфинксы, стоящие на Университетской набережной, до приезда в Петербург стояли во дворе заупокойного храма фараона Аменхотепа III в Фивах, на западном берегу Нила.

Ориентировочная датировка создания статуй XIV веке до н.э. Лица сфинксов изображают Аменхотепа III молодым, несмотря на то, что выполнены во второй половине его долгого правления.

В греческой мифологии сфинкс считается порождением хтонических чудовищ Тифона и Ехидны. Это чудовище с телом льва, крыльями птицы и женской головой. В Греции сфинкс был женского рода. Она была подослана к Фивам Герой в наказание за преступление фиванского царя Лая. Подстерегая путников, Сфинкс задавала им загадку и убивала всех, кто не мог ответить.

В Греции сфинкс был женского рода

Загадка была такая: «Кто имеет четыре ноги утром, две днем, три вечером и бывает самым слабым, когда имеет больше всего ног?» Эдип разгадал загадку Сфинкса, и она бросилась с вершины горы в пропасть. Ответ прост: это человек, который в детстве ползает, в расцвете сил ходит на двух ногах, а в старости опирается на трость.

Некоторые исследователи считали, что греки заимствовали сфинксов у египтян. Если это и так, то египетское слово для обозначения этого мистического существа нам неизвестно. Средневековые арабы именовали египетских сфинксов, и в частности Большого Сфинкса, – «отцом ужаса».

Внешний облик сфинксов

На головах сфинксов – царские платки-клафты с уреями и высокие короны «па-схемти»; к подбородкам «привязаны» ритуальные бородки, их спины и грудь украшены имитациями попон из плиссированной ткани. На груди и плечах каждого сфинкса – широкое ожерелье усех с прорезанными «бусинами». Массивный хвост загнут вокруг правого бедра каждого памятника. На груди, меж передних лап сфинксов и по всему периметру плинтов памятников вырезаны иероглифические надписи с краткой титулатурой Аменхотепа III, большая часть которых хорошо сохранилась.

При погрузке одного из сфинксов порвались тросы и он упал

Накладные бороды у сфинксов отбиты ещё в древности после смерти фараона. При погрузке одного из сфинксов порвались тросы и он упал, разбив в щепки мачту и борт корабля. Петербургские сфинксы по праву могут считаться одними из лучших изображений Аменхотепа III. Каждый из них, весом 23 тонны, имеет 5,24 метра в длину и 4,50 метра в высоту.

История

Сфинксы “родились” в бурные и судьбоносные времена блестящей (по определению историков) Новой династии фараонов Египта. Сын Аменхотепа III — Аменхотеп IV бросил дерзкий вызов всевластию Амона, “царю богов”, сверг его жрецов, разрушил его храмы и храмы всех других древнеегипетских богов (входивших в пантеон Амона), и установил господство единого культа Атона, взяв себе также имя Эхнатон (“Угодный Атону”). Он был женат на легендарной Нефертити (“Красавица грядет”), дочери царя яростных огнепоклонников из месопотамского государства Метанни, поклонявшихся божеству Солнца.

Впервые памятники описал авантюрист и искатель древностей Янис Атанази, работавший в Луксоре в 1819-1828 годах. Именно он первым предпринял раскопки на территории заупокойного храма Аменхотепа III, который сильно пострадал от землетрясения ещё в древности.

Среди памятников, обнаруженных в процессе раскопок, особое место занимали два колоссальных сфинкса, выполненные из розового гранита. Памятники, лежавшие на западном берегу Нила, неподалеку от знаменитых колоссов Мемнона, осмотрел 20 июня 1829 года во время своего путешествия Жан-Франсуа Шампольон.

В своем письме брату 20 июня 1829 года, он писал:
«Эти два колосса были некогда частью огромного сооружения, остатки которого все еще выступают там и тут из нильского ила… Это место открыто исследованиями, отчасти подземными, которые велись беспорядочно, без плана; поблизости найдено более 40 львиноголовых статуй, выполненных из серого гранита, более или менее поврежденных, другие скульптурные фрагменты. Это самая настоящая каменоломня статуй, в которой по какому-то непредвиденному случаю, они были собраны, словно в священном подвале, в ожидании нового появления на свет всего этого исчезнувшего великолепия. Среди этого дебриса еще и сегодня виден сфинкс из розового гранита, около 20 ступней в длину, прекрасной сохранности и самой прекрасной работы; этот сфинкс, который только что найден для того, чтобы пойти на продажу: бесспорно, это самый нетронутый памятник из всех подобных ему, существующих сегодня».

Шампольон попытался найти средства для покупки сфинксов, однако предприятие закончилось провалом. Несмотря на всё свое совершенство, покупателя для сфинксов не нашлось; одного из сфинксов на плотах отправили в Александрию для того, чтобы ускорить продажу памятников за рубеж.

Читать еще:  Менеджеры паролей для windows на русском. Бесплатный менеджер паролей. Где хранить пароли. Обзор LastPass

Приобретению сфинксов на Университетской набережной перед Академией художеств Санкт-Петербург обязан Андрею Николаевичу Муравьёву. После русско-турецкой войны 1828-1829 годов молодой русский офицер Андрей Николаевич Муравьев отправился путешествовать по Сирии и Египту. В Александрии Муравьёв увидел привезённых для продажи сфинксов. Изваяния, созданные скульпторами в древности, произвели на него столь сильное впечатление, что он незамедлительно отправил российскому послу письмо, в котором предложил приобрести их. Из посольства письмо путешественника отправилось в Петербург. Там его адресат, Николай I, перенаправил послание в Академию художеств. В конце концов, такую покупку сочли целесообразной, но к этому времени сфинксы уже приобрело французское правительство, однако с началом революции в июле 1830 года ему было не до скульптур и оно уступило их России за 64 тысячи рублей.

После похода Наполеона в Египет в начале 19 века в Европе началась мода на все восточное и в первую очередь на произведения искусства и архитектуру. Санкт-Петербург тоже не остался в стороне от этого нового веяния. В Северной столице появляется Египетский мост, в Царском селе – Египетская пирамида, а в Павловске – Египетский вестибюль.

В конце мая 1832 года ценности весом каждая по 23 тонны с величайшей осторожностью погрузили на итальянское парусное судно «Буэна Сперанца», что означает «Добрая надежда» и из жаркого Египта через год сфинксы прибыли в Санкт-Петербург.

Сфинксы «не хотели» покидать родину. Во время погрузки один из них рухнул на палубу из-за вышедшей из строя подъемной машины: «веревка, охватывающая его голову, сдвинулась при внезапном толчке и содрала с правой стороны его чепчика три маленьких куска гранита, которые были аккуратно собраны в кассетку, переданную на хранение капитану. Водворение второго сфинкса обошлось без приключений, как и помещение обеих громоздких корон сфинксов (упали ли они с голов их, или же были, ради удобства нагрузки, сняты, остается неясным) и куска красного гранита, купленного с целью починить кое-какие повреждения на коронах». К сожалению, сегодня неизвестно место нахождения отщепов от клафта на голове одного из сфинксов, который так никогда и не был отреставрирован. Сложно определить и то, какая из корон была в итоге отреставрирована с помощью запасенного куска камня; думается, корона восточного сфинкса, состоящая из нескольких кусков камня и не отличающаяся превосходной степенью полировки, в отличие от самих памятников, может быть частично дополненной при установке сфинксов на их настоящее место в Петербурге.

В 1832 году сфинксы прибыли в Санкт-Петербург. Первые два года они провели во дворе Академии художеств. Столько времени ушло на создание пристани у её стен, архитектором которой стал Константин Тон. Первоначально для ее украшения планировали установить бронзовые композиции «Укрощение коня человеком» работы Петра Клодта. Но эта работа не укладывалась в выделенную смету и в апреле 1834 года на гранитных пьедесталах у пристани на Университетской набережной были установлены Египетские изваяния.

Между сфинксами предлагали установить колоссальную статую Осириса

В 1843 году на самом постаменте была сделана надпись: «Сфинкс из Древних Фив в Египте привезен в град Петров в 1832 году».

Первая работа, посвященная сфинксам и их истории, была выпущена академиком В. В. Струве. Брошюра «Петербургские сфинксы», изданная, как сказано на титульном листе, «по постановлению Русского археологического общества 12 августа 1912 года». В. В. Струве сообщает, что архитектор Монферран, заканчивавший в том же 1834 году Александровскую колонну на Дворцовой площади, предлагал изваять и установить между сфинксами колоссальную статую Осириса, но проект пристани был уже утверждён ранее (16 декабря 1831 года) высочайшим указом императора и пересматривать его не стали.

К.Гефтлер. Сфинксы на набережной Невы.

Тайны сфинксов

Неудивительно, что сфинксы окружены множеством легенд и мистических спекуляций. Традиционный титул фараона «властелин обоих царств» из памятной надписи на пьедестале называют пророчеством о переезде в новую империю.

Так, на рубеже 1996-1997 годов в петербургских газетах появилось сенсационное сообщение о том, что Сфинксы, которые находятся рядом с Академией художеств, аномально воздействуют на людей. Мол, в 1996 году самые талантливые, подающие надежды выпускники государственного университета, не говоря о преподавателях, стали жертвами «энергетической атаки» Сфинксов. Приводились случаи, когда прогулки к Сфинксам вызывали у жителей города душевные болезни, разрушали семьи, провоцировали самоубийства.


По мнению историка, специалиста по Древнему Египту В.С. Герасимова, воздействие на людей происходит следующим образом: «Обычно жертву тянет прогуляться по набережной. В районе академии это желание усиливается, человек почти бежит к cфинксам. Единственное, что он видит, это лицо статуи, которое изредка превращается в морду львицы. Он чувствует психологическое давление, перерастающее в состояние тревоги. Выйдя из оцепенения, человек и не вспомнит, что с ним было за эти несколько минут, но он будет все равно ощущать над собой власть Сфинкса».

Отбитые еще на родине фараоновы бородки объясняют и роковым падением при транспортировке, и вредительством обезумевших сторожей.

Традиционный титул фараона «властелин обоих царств» называют пророчеством о переезде в новую империю

Археолог Янис Атоназис, нашедший Сфинксов, погиб при невыясненных обстоятельствах. Трагична оказалась и судьба Андрея Муравьева, организовавшего перевоз Сфинксов в Россию — его близкие родственники погибли… Говорили, что в течение пары лет умерли капитан и команда корабля «Добрая Надежда», на котором переправили cфинксов.

Тонкая улыбка мифических животных и их загадочный взгляд породили множество легенд о них. Выражение лица сфинксов меняется в течение дня. С утра до полудня оно спокойное и безмятежное, а затем становится зловещим и угрожающим. Некоторые петербуржцы хотят увидеть момент смены настроения и ходят к сфинксам перед заходом солнца. Но впечатлительным людям лучше этого не делать – они могут сойти с ума.

Существует байка, что в 1938 году во время реставрационных работ увидевший истинный взгляд сфинкса комсомолец, вооружившись пескоструйным пистолетом, угрожал расправой коллегам из Ленгорстройтреста и сыпал проклятиями в адрес Сталина. В отчетах НКВД по поводу инцидента якобы есть приписка: «действовал под внушением мистического идола». Во время допроса хулиган признался, что в обеденный перерыв «изучал» сфинксов, затем почувствовал, что «нечто овладело его разумом», а затем последовал едва различимый, но настойчивый приказ — «совершить жертвоприношение».

Еще говорят, что сфинксы, издревле связанные с Нилом, смягчили характер Невы. Самая правдоподобная из легенд — о том, что рядом со сфинксами всплывают утопленники — скорей всего, имеет рациональное гидрологическое объяснение.

Существует легенда, согласно которой сфинксы нельзя тревожить и кто нарушит их покой, тому грозит неминуемая гибель.

Нельзя также отрывать их от родной территории, что с особой силой проявилось в Санкт-Петербурге – городе призраков и теней. И прогулки к сфинксам могут привести к душевному расстройству и нарушению психики.

Так в чем же причина такого поведения Сфинксов? Мистики и эзотерики объясняют это тем, фараон Аменхотеп III, чей облик отражают лица Сфинксов, был чрезмерно увлечен магией. Своим увлечением магией фараон вызвал недовольство жрецов, призванных охранять законы Истины и Гармонии.

После смерти фараона его имя прокляли на века

После смерти фараона его имя прокляли на века. Но фараон успел оставить опасное послание потомкам, повелев высечь на постаменте своих изображений-Сфинксов иероглифы. Эти иероглифы — заклинание, способное ввергнуть мир в хаос, если прочитать его в определенные дни. В переводе на русский текст звучит так: «Я — тот, кто закроет путь Свету и откроет путь Тьме. С исходом ста тысяч лун будет нарушен покой владык молчания и разрушены предначертания богов. Откроют = глаза и выйдут наружу те, кого видел Я, и придет царство Тьмы. Да будет так!»

Фараон Хефрен или…?

Во всем мире принято считать, что Большой египетский Сфинкс в пригороде Каира отображает лицо правящего здесь некогда фараона Хефрена. На то есть несколько причин. Одна из них — наличие слога «Хаф» на каменном столбе, что был найден между лапами Сфинкса. Многие историки уверены, что он отправляет нас именно к имени фараона. Другие ученые не сомневаются в том, что на самом деле лицо Сфинкса было скопировано с лица Хеопса, третьи поддерживают версию о лице Джедефра, а четвертые и вовсе заверяют, что огромный лев имеет лицо Клеопатры!

Как бы то ни было, к единому ответу египтологи мира до сих пор не пришли. Во многом развитию событий в этом направлении мешает то, что лицо Сфинкса сегодня очень сильно разрушено: оно будто избито долотом, а покрывавшая некогда скульптуру краска практически полностью исчезла.

Предназначение Сфинкса

Тайна Сфинкса окружает во всем – и одна из его загадок состоит в том, для чего именно прадавним людям понадобилась создавать подобную скульптуру.

Многие египтологи сходятся на том, что огромная скульптура была посвящена Нилу и восходящему Солнцу (взгляд мифического создания не зря направлен на восток). Они обращают внимание на то, что лев практически у всех цивилизаций древнего Востока символизировал Солнце, поэтому своего фараона египтяне, считающие его воплощением бога, часто изображали в виде этого зверя, расправляющегося со своими врагами. Существует большая вероятность того, что предназначением Сфинкса было охранять вечный сон усопших фараонов.

Существуют версии, говорящие о том, что в действительности статуя Сфинкса является собирательным образом, которая символизировала четыре поры года и указывала древним людям на день весеннего равноденствия. Например, согласно этой теории тело льва символизировало день весеннего, а невидимые нашему взору крылья – осеннего равноденствия, а лапы полубога обозначали летнее, а лицо – зимнее солнцестояния.

Читать еще:  Как установить обновления самому: минуем Центр обновления

Тайна египетской пирамиды Тутанхамона

Осень 1922 года навсегда оставила свой след в истории развития археологической науки — английским археологом Говардом Картером была обнаружена пирамида Тутанхамона. 16 февраля 1923 года Картер и лорд Карнарвон (меценат, финансирующий это предприятие) вскрыли усыпальницу в присутствии нескольких свидетелей.

В помещении саркофага находилась табличка, содержащая надпись на древнеегипетском языке, которая была расшифрована позднее. Надпись гласила: «Всякого, кто нарушит покой Фараона, быстрыми шагами настигнет смерть». Когда археолог расшифровал табличку, то он спрятал её, чтобы не смущать этим предостережением своих спутников, а также рабочих.

Дальнейшие события развивались в стремительном темпе. Ещё до того, как гробница фараона была вскрыта, лорд Карнарвон получил письмо от графа Хаймона — английского ясновидящего. В этом письме граф предупреждал Карнарвона, что если тот проникнет в тайну египетской пирамиды Тутанхамона, то его ждёт болезнь, которая приведёт к смерти. Это послание очень встревожило лорда, и он решил обратиться за советом к знаменитой гадалке по имени Вельма. Ясновидящая практически слово в слово повторила предостережение графа Хаймона. Лорд Карнарвон решил прекратить раскопки, но приготовления к ним зашли уже слишком далеко. Поневоле ему пришлось бросить вызов мистическим силам, охраняющим гробницу фараона.

57 — летний лорд Карнарвон спустя всего шесть недель внезапно заболел. Сначала врачи полагали, что эта болезнь была следствием укуса москитов. Затем выяснилось, что лорд порезался во время бритья. Но как бы то ни было, лорд вскоре скончался, а причина его смерти осталась невыясненной.

Это происшествие не исчерпывается одной только смертью лорда Карнарвона. В течение года умирают ещё пять членов этой экспедиции, проникших в тайны египетских пирамид. В их числе были специалист по консервации Мейс, английский профессор литературы Ла Флер, секретарь Картера Ричард Бефил и рентгенолог Вуд. Мейс умер в том же отеле, где скончался Карнарвон, и тоже по невыясненной причине. Перед смертью он начал жаловаться на приступы слабости, испытывал тоску и апатию. В течение нескольких лет внезапно и скоротечно умерли 22 человека, тем или иным образом имевших отношение к раскопкам и исследованиям гробницы фараона.

Странно, но факт: лорд Кэнтервиль перевозил на «Титанике» превосходно сохранившуюся мумию Аменофис Четвёртой — египетской прорицательницы, жившей во времена Аменхотепа Четвёртого. Эту мумию извлекли из небольшой усыпальницы, над которой возвышался храм. Её покой оберегали , которые и сопровождали мумию в этом путешествии. Под головой мумии находилась табличка с надписью и изображением Осириса. Надпись гласила: «Очнись от обморока, в котором находишься, и восторжествуй над всякими кознями против тебя».

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • » .
  • 16

Александр Михайлович Кондратов

(150 лет египтологии)

В 1972 году мировая общественность торжественно отмечает 150-летие египтологии. Полтора века прошло с тех пор, как родилась эта наука. Днем рождения справедливо считается тот день, когда впервые, после многовекового молчания, «заговорили» иероглифические письмена Египта.

Сфинкс — символ Древнего Египта. Самой сокровенной и трудной загадкой цивилизации страны пирамид считались иероглифические письмена, покрывающие гигантские статуи из камня и хрупкие папирусы, стены храмов и саркофагов, печати и стены пирамид. Неимоверных усилий потребовала расшифровка египетских письмен. И после того как она удалась, ученые смогли проникнуть в святая святых египетской культуры, прочитать договоры и списки фараонов, хозяйственные документы и поэтические произведения, сказки и мифы, узнать о мировоззрении, математике, астрономии, медицине, литературе, экономике древних жителей долины Нила. Интерес к египетской культуре проявляли уже во времена античности, он сохранялся в эпоху Средневековья и с особой силой разгорелся в Новое время. Однако подлинная наука — египтология — родилась лишь после того, как гениальному французскому ученому Франсуа Шампольону в 1822 году удалось найти ключ к письменам-иероглифам.

Шампольон развеял тайну египетских письмен и языка. Но по сей день продолжается их изучение: переводятся и комментируются тексты, выявляется структура языка и особенности фонетики, уточняется значение отдельных иероглифов. Несмотря на то что египтология является старой научной дисциплиной, в ней еще много спорного, неоткрытого, загадочного… О том, как удалось разгадать главную загадку сфинкса, расшифровать египетские письмена, о подвиге Шампольона, о трудах его последователей и будет наш рассказ.

«Стоит столб дивный из единого камня иссечен, четверогранен, в высоту будет сажен двенадцать, а на нем письма вырезаны кругом от низа и до верха, неведомо какие: сабли, луки, рыбы, головы человечьи, руки, ноги, топорки… сказывают, будто некоторая мудрость учинена».

(«Хождение» Арсения Суханова, 1651 год)

Древние греки были народом любознательным. Немудрено, что их внимание с давних пор привлекали гигантские пирамиды Египта, колоссальный сфинкс, высеченный из скалы, гигантские статуи и, наконец, рисуночные знаки, изображавшие людей, животных, растения, небесные светила, домашнюю утварь, орудия, инструменты, здания и странные фантастические существа, полулюдей-полузверей. Эти знаки уже в эпоху античности нарекли иероглифами — священными письменами.

Чужими языками греки не интересовались, считая их варварскими, а иероглифы столь резко отличались от привычных грекам букв, что в эпоху античности прочно сложилось мнение: письмена эти «непосвященным» не могут быть известны, скрывают же они тайны египетских жрецов, которые «обладали большими сведениями в науке о небесных явлениях», но поскольку они «были люди скрытные и не склонные передавать свои знания другим», «варвары скрыли большую часть своих знаний» посредством загадочных письмен. Например, у Апулея говорится, что «чудные письмена египетские» скрывают «в коротких словах весь смысл и все содержание священных таинств и молитв; из них одни изображены в виде различных зверей, другие составляют из себя неразрешимый узел, иные совсем круглые, наподобие колеса, иные развиты различным образом; и сие единственно, дабы непосвященные, будучи любопытны, не могли ничего понять в сиих книгах».

Подобного же взгляда придерживались и другие античные авторы. Подтверждением ему, казалось, служил объемистый трактат в двух томах, написанный египетским жрецом Гораполлоном в IV веке н. э. В нем давалось объяснение многим десяткам иероглифов, которые, по словам Гораполлона, египтяне не читали, как читаем мы буквы или знаки в слогах, а «толковали», причем, как правило, это толкование было символическим: догадаться о значения иероглифа по его внешнему виду невозможно. Например, иероглиф, изображающий зайца, следовало читать не как «заяц», а как «открывание», ибо «это животное всегда держит глаза открытыми». Иероглиф, изображающий гуся, читается, как «сын», ибо «эта птица является самой чадолюбивой». Чтобы передать понятие «год», египтяне, согласно Гораполлону, «рисуют пальму из-за того, что дерево это единственное из всех, которое рождает одну ветку с восходом луны, так что в 12 пальмовых ветвях укладывается год».

Вот еще несколько толкований иероглифов, данных Гораполлоном.

«Желая изобразить человека, равным образом справедливого по отношению ко всем, они рисуют перо страуса, ведь это животное имеет перья со всех сторон равные в отличие от перьев других птиц».

«Изображая немоту, они пишут число 1095, каковое есть утроенное время года, ввиду того что год состоит из 365 дней; ребенка, не научившегося говорить в это время, они считают лишенным дара речи».

Подобные туманные и символические объяснения вполне отвечали тому духу таинственности, который окутывал Египет в сознании людей античности, а затем Средневековья, Возрождения и даже Нового времени. Как отметил академик В. В. Струве, «жрец Гораполлон из Нилополиса создал вокруг египетского иероглифического письма плотную завесу мистицизма». И всякий, кто пытался проникнуть в тайну египетских письмен, считал твердо установленным фактом: иероглифы нельзя читать, можно лишь толковать смысл изображения. Именно таким путем пошел в XVII веке живший в Риме ученый — иезуит Афанасий Кирхер. В Риме и по сей день на некоторых площадях возвышаются египетские обелиски, покрытые иероглифами. Они были некогда вывезены из Египта завоевателями-римлянами, затем преданы забвению, а в эпоху Возрождения, по приказанию пап, воздвигнуты на площадях «во славу непобедимого креста» — их верхушки были украшены крестом и папским гербом.

Афанасий Кирхер выпустил обширный труд, посвященный переводу египетских надписей и толкованию отдельных иероглифов. Как выяснилось позже, все эти толкования и переводы были плодом фантазии, перед которой бледнели самые глубокомысленные объяснения жреца Гораполлона. Так, царский титул «автократор» был прочтен им фразой: «Осирис — создатель плодородия и всей растительности, производящую силу которого низводит с небес в свое царство святой Мофта»; слова «Осирис говорит» — как «Возвращение к жизни всех вещей после победы над Тифоном, влажность природы благодаря бдительности Анубиса», а группу иероглифов, передающую имя «Цезарь Домициан Август», Кирхер объяснил настолько мудреной и путаной фразой на-латыни, что, говоря словами Шампольона, ее трудно и перевести «из боязни не уловить мысли Кирхера, если предположить, что он сам вкладывал в них (то есть в свои слова) таковую».

Расшифровки иероглифов труды Кирхера не дали. Зато мы можем ныне расшифровать сами работы Кирхера, показать, откуда он взял значения знаков. Например, иероглиф, изображавший глаз (и в действительности читавшийся как существительное «глаз» или глагол «делать»), Кирхер читал «бдительность Анубиса»; знак, символически изображавший воду (читавшийся «и»), был прочитан «влажность природы» и т. п. Словом, везде у Кирхера мы видим не собственно чтение знаков, а их толкование в виде отдельных слов и целых фраз. И все-таки Кирхер внес существенный вклад в расшифровку иероглифов, — только не своими «переводами», а указанием на

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector